1.
Что такое национальная идея? Объективный анализ обстановки
даёт неутешительный вывод – Россия, как полиэтническая национальная
конструкция, не прогрессирует, а деградирует. При ответе на вопрос «что
делать?» наука только разводит руками. А.С. Панарин писал по этому поводу: «Для
отечественного политолога существует проблема российской реальности в качестве
вызова теории. Политологическая теория до сего времени оставалась
европоцентричной: она выросла в недрах западного мира и имеет тенденцию
выдавать его за естественную общечеловеческую модель. Россия, при всех условиях
приложения сложившегося на Западе теоретического аппарата, сохраняет своё
цивилизационное отличие от Запада» [1, с.537-544]. Эта ситуация
объясняется кризисом, назревшим в самой науке. Кризис вызван излишней жесткостью
границ, отделяющих различные академические дисциплины, даже находящиеся в
рамках одной области знания. Парадигма узкоспециализированной науки явно
устарела. Наука, основанная на старой парадигме, всё хуже справляется со своей прогностической функцией – она лишь
объясняет «задним числом» некоторые разрозненные факты, поэтому неизбежно, как
показали в своих трудах И. Лакатос и Т. Кун, будет вытеснена новой парадигмой,
способной опережающими темпами объяснять и предсказывать всё большее количество
фактов. Скорее всего, будет создана
единая метанаука, базирующаяся на универсальных концептах, одинаково применимых
на любом уровне сложности организации материи. В ближайшее время, вероятно наиболее
плодотворными будут разработки, созданные на стыке традиционных направлений и областей
знания. Так, в работе [2],
даётся классическое социально-гуманитарное определение того, что является
национальной идеей: «В широком смысле, это понятие может быть рассмотрено
как синоним национальной (общегражданской) идеологии, то есть в качестве
системы идей и ценностных принципов, лежащих в основе консолидации и развития общества.
В узком смысле, под национальной идеей можно понимать систему представлений,
связанных с ценностными установками в области межэтнических отношений, этнической
идентичности». В целом, определение полное и всеобъемлющее, но застывшая
система идей и ценностных принципов может лежать в основе консолидации
общества, но не может долгое время обеспечивать процесс общественного развития.
Для ответа на вопрос о
том, что движет процесс общественного развития, наиболее перспективной
представляется работа В.Н. Ильина «Термодинамика и социология», находящаяся на
стыке точных и гуманитарных наук. В ней автор вводит в социальные науки ряд
аналогий, соответствующих термодинамическим законам и физическим понятиям
энергии, движения, теплоты и температуры. Согласно предложенной автором теории,
процесс общественного развития невозможен без непрерывной подпитки различных поколений
граждан новыми порциями социальной энергии. Источниками этой энергии являются «разнообразные
абстрактные проявления разума – социальные идеи, образующие идеологию,
религиозная вера, моральные и организационные принципы существования» [3, с. 142].
Таким образом, социум представляет собой «термодинамическую мельницу»,
существование и развитие которого определяется непрерывным потоком смены старых
идей новыми. Следовательно – национальная идея, это не только жесткие «скрепы»
общества, но и заряд творческой энергии, толкающий вперёд процесс общественного
развития. 2.
Известные национальные идеи Дополнив теорию В.Н. Ильина
принципом развития системы по спирали, получим, что «новая идея может быть
хорошо забытой старой идеей». То есть, отработавшая, отдавшая обществу свою
энергию национальная идея не превращается навсегда в негодный «идеологический
экскремент». По прошествии некоторого времени, известная в прошлом идея, может в
новой обработке использоваться следующими поколениями граждан. Арсенал таких «вечных» идеологий
может быть получен на основе изучения длительной и многострадальной истории
человечества. Согласно социологической теории Питирима Сорокина, существуют три
типа связки общества – духовный, идейный и чувственный. Соответственно,
национальные идеи тоже могут быть отнесены к трём видам (табл. 1). Таблица 1 Типология обществ и соответствующие
им виды национальных идей Тип
общества | Вид
национальной идеи | Социальная
статика | Социальная
динамика | «Скрепы»
общества | Персонализация | Центры
общественного развития | Доминанта
социальных процессов | Духовный | Религиозная | Самодержавие,
Теократия | Монарх, Духовный
лидер | Вероисповедные
конфессии | «Священные
войны» (Крестовые походы, Джихад), Миссионерство | Идейный | Патриотическая, Националистическая | Национальная
гордость («Мы
самые … в мире!») | Великий
государственный деятель, Национальный лидер, Диктатор | Государственное
управление | Борьба
с внешним врагом (освободительные или империалистические войны, «холодная»
война) | Чувственный | Потребительская | Культура
(в том числе массовая), История | Герои
прошлого, Деятели культуры | Образование,
Культура, Массовая информация | Накопление
материальных ценностей, Развитие потребностей |
Нужно сразу уточнить, что
никакой социум принципиально не
может существовать без идеологии, хотя бы без общепринятого ответа на вопрос:
«Что есть человек и окружающий его мир?». Утверждение, что «большинство стран
успешно существуют без всякой национальной идеи, страны же, тяготеющие к
авторитарности и, особенно к тоталитаризму, всегда находятся в поиске
национальной идеи», приводимое, например в [4], не соответствует современным
научным представлениям, а является идеологическим штампом, «пролезшим», к
сожалению, даже в Конституцию РФ. Разгадка заключается в
том, что «по умолчанию» общество в итоге всегда скатывается к потребительской
национальной идее, которая настолько соответствует биологической, животной
природе человека, как главного консумента (потребителя) биосферы, что даже
воспринимается большинством как нечто само собой разумеющееся, а не как логичная
смысловая конструкция. Но «заряд» потребительской идеи самый низкий. Можно
сказать, что общество, проникнутое исключительно идеями потребительства, непрерывно
тиражируемых средствами массовой информации и рекламой, без должной роли
социальных институтов образования и культуры, находится в одном шаге от
окончательного разложения и превращения в сборище эгоистов, безразличных к проблемам
своей страны. Но, в полностью
хаотизированном и атомизированном обществе, по аналогии с относительно недавно
введённым в физику четвёртым началом термодинамики, наиболее вероятно начало
процесса самоорганизации граждан и зарождения нового социума. В силу жестких
связей внутри «термодинамической мельницы», её колесо, завершая полный оборот, опять
начинает его с самого начала, следовательно, высока вероятность, что этим «новорожденным»
будет общество духовного типа с религиозной национальной идеей! Кажется, что ответ на
злободневные проблемы России найден. В её истории можно проследить завершение полного
оборота колеса «термодинамической мельницы». Начав с самодержца Ивана Грозного
и религиозной идеи «Русь – третий Рим» монаха Филофея, можно увидеть окончательный
крах духовного общества в 1917 году и последующее построение под руководством
И.В. Сталина Советского Союза с патриотической идеей самого справедливого в
мире общества. СССР рухнул в 1991 году, после чего последовало торжество
потребительства в новой России. Ещё немного хаоса, ещё
чуть-чуть потребительского эгоизма и немногословные серьёзные люди, под мудрым
руководством Русской Православной Церкви, приведут Россию к закономерной смене
типа общественного устройства? Но законы эволюции подсказывают, что не всё так однозначно.
Нельзя восстановить утраченный порядок простым движением руки. Существуют
термодинамически необратимые процессы, если какой-либо способ национального
спасения сработал в прошлом, нет гарантий, что он так же успешно сработает в
будущем. Поэтому достаточно ли при разработке национальной идеи пойти уже известной
дорогой или необходимо придумывать что-то принципиально новое? 3.
Экологическая идея и теория этногенеза Л.Н. Гумилёва Одной из первых работ, выполненных на стыке
естественнонаучного и социально-гуманитарного знания, является теория
этногенеза Л.Н. Гумилёва. Учёный впервые указал на экологические факторы, как
на одно из необходимых условий для запуска процесса этногенеза. Достаточно
найти общие принципы существования таких различных систем, как этнос,
суперэтнос, общество. В экологии, концептуальное понятие «экосистема» одинаково
применимо и к геобиоценозу и к биому и к биосфере в целом. Потому что, по сути,
всё это живые системы, функционирующие на одинаковых принципах, но различающиеся
пространственной протяжённостью и временными рамками существования. Реалистичным
представляется следующее соотношение понятий. Этнос, особенно суперэтнос,
представляющий собой сложную полиэтническую конструкцию, является наиболее
всеобъемлющим концептом. Суперэтнос - наиболее долгоживущая система, успевающая
за свою историю сформировать каскад из нескольких общественных формаций
различного типа. Общество для этноса является той самой «термодинамической
мельницей», колесо которой непрерывно крутится под напором новых идей, подпитывая
творческой энергией всех членов этноса. Развитие этноса и вращение «колеса» имеют
различный временной масштаб, за время жизни этноса «колесо» социума может
совершить несколько полных оборотов. Но рано или поздно,
обязательно возникает момент «мёртвой точки», когда завершение малого цикла
вращения «колеса» совпадает с переломным моментом смены фаз этногенеза. Согласно
теории Л.Н. Гумилёва, этнос, переживающий спад творческой энергии (Гумилёв использует
термин «пассионарность», но явно указывает на энергетическую природу его происхождения),
может возродиться, начав заново цикл этногенеза. Для этого необходимо новое
сочетание этносов и ландшафтов. Гумилёв использует термин «ландшафт», но не в
географическом понимании, а в экологическом. В настоящее время можно сказать,
что первоочередным стартовым условием этногенеза, является факт, сохранились ли
на местообитании этноса естественные экосистемы или нет. Об условиях,
позволяющих этносу получить энергетический импульс («пассионарный толчок»), достаточный
для выхода на новый виток развития, Л.Н. Гумилёв писал: «Для возникновения
нового этноса обязательно сочетание двух и более ландшафтов, двух и более
этносов, двух и более «социальных организмов» [5, с. 853]. Гумилёв видел в
естественных экосистемах (геобиоценозах) источник той самой биохимической
энергии, необходимой для вспышки пассионарности: «Геобиоценозы, которые можно
интерпретировать как сложные системы из живых и косных элементов, устойчивы. В
них идут постоянные процессы, обеспечивающие циркуляцию энергии среди растений
и животных одного местообитания, то есть конверсия биоценоза. Но ведь и люди
входят в биоценозы» [5, с. 847-848]. Применяя описанные
условия к России, мы ясно увидим хорошие стартовые условия для нового рывка этногенеза.
В России, на 65% территории сохранились ненарушенные природные экосистемы. Россия
охватывает собой целые биомы – тундру, тайгу, леса и степи. На её территории
находятся нетронутые наземные и водные экосистемы, а так же уникальные природные
объекты: озеро Байкал, плато Путорана, леса Коми, Золотые горы Алтая, Вулканы
Камчатки, Куршская коса, Сихотэ-Алинь, Степи Даурии, Командорские острова,
Васюганское болото, Ильменские горы, Ленские столбы и многие другие. Россия
является полиэтнической страной, включающей в себя множество самобытных
народов, обладающих своей уникальной историей. Что касается сочетания
общественных организмов, то в настоящее время общество нашей страны
представляет собой хрупкий симбиоз между приверженцами капиталистической и
социалистической формаций. В связи с этим, можно предложить
новый тип общественного устройства и базирующуюся на нём принципиально новую
экологическую национальную идею, предназначенную для преодоления «мёртвой
точки» развития России. Преодоление заключается в одновременном переходе к
началу нового процесса этногенеза и запуске колеса «термодинамической мельницы»
общественного развития. Обобщённое изложение экологической национальной идеи
представлено в табл. 2. Таблица 2 Новый тип общества и вид национальных
идей для запуска процесса этногенеза в России Тип
общества | Вид
национальной идеи | Социальная
статика | Социальная
динамика | «Скрепы»
общества | Персонализация | Центры
общественного развития | Доминанта
социальных процессов | Экоцентри-ческий | Экологическая | Этика
отношения к биосфере | Экологизаторы | Академические
учреждения, Учёные Советы, научные Институты | Забота
об экосистемах, Экспансия биосферы за пределы Земли |
Общество, формирующееся на базе экологической
национальной идеи можно назвать экоцентрическим, так как оно позволит биосфере занять
подобающее ей центральное место в мировоззрении граждан. По форме управления
общество является ноократическим, так как ведущим центром его развития будет
социальный институт науки. 4.
Когда может сработать новая национальная идея? Почему экологическая
идеология в явном виде никогда ранее не использовалась в «термодинамической
мельнице» общества? Потому что до возникновения широкого экополитологического
дискурса (1968 г. – основание Римского клуба), в общественном сознании биосфера
(«Природа») была представлена как вечная система бесконечной ёмкости, для
которой хозяйственная деятельность человечества не имеет никакого значения.
Формирование науки, как социального института, так же приходится на 60-е годы
20 века. Изменение значимости науки для жизни
общества и увеличение числа работников умственного труда стимулировали
возникновение новых направлений исследований, связанных с организационными, социологическими,
экономическими и экологическими аспектами деятельности людей. Созданная Л.Н.
Гумилёвым теория этногенеза, в процессе становления социального института науки
абсолютно точно предсказала нынешние российские реалии и тенденции. Сейчас наш
этнос находится в фазе инерции, причём уже происходит переход к фазе обскурации,
что выражается в разработке и реализации многочисленных проектов строительства
посёлков усадебного типа, в которых трудолюбивые жители будут заняты
самоподдерживающим сельским хозяйством. За фазой обскурации последует
мемориальная фаза и капсулирование этноса, точнее лучшей его части, способной
вернуться к равновесному взаимодействию с экосистемами. По Гумилёву, единственно
возможный переход от окончательного капсулирования к возрождению этноса возможен
в мемориальной фазе и если он не будет произведён, этнос в последующей фазе гомеостаза
превратится в «реликт», полностью утративший смыслы своего существования. Поэтому, сохранение
природных экосистем на территории России является главной гарантией национального
возрождения. Но этот фактор может быть устранён в ходе экономического бума на
базе устаревших индустриальных технологий. По словам Л.Н. Гумилёва: «Последняя
фаза этногенеза деструктивна. Члены этноса, неспособные, по закону
необратимости эволюции вернуться к контакту с биосферой, переходят к
хищничеству, но оно их не спасает. Безнравственность и беззаконие в городах –
прелюдия расправы над лесами и полями. Уровень нравственности этноса – такое же
явление природного процесса этногенеза, как и хищническое истребление живой
природы» [5, с. 969-978]. Стоит задуматься о том,
что нынешнее падение нравов и тотальная коррупция в России имеет экологическое
объяснение. В этом случае, их бесполезно «лечить» сугубо карательными мерами и
ужесточением законодательства. Начинать, скорее всего, стоит с создания системы
непрерывного экологического образования и воспитания граждан, позволяющей
сформировать новое, этичное отношение человека к природе и себе подобным. Литература: 1. Александр Панарин Философия политики: В сборнике «Философия» /под ред.
профессоров А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.- М.: МГУ, 2009.- 688 с. 2. Елена Толмачёва Национальная идея как основа правовой
политики Российской Федерации.- Интернет-публикация на сайте: http://www.gisap.eu/ru/node/11241 3. Валерий Ильин Термодинамика и социология: Физические основы социальных
процессов и явлений.- М.: КомКнига, 2010.- 304 с. 4. Михаил Ямпольский Приговор национальной идее.- Интернет-публикация на
сайте: http://grani.ru/opinion/m.199862.html 5. Лев Гумилёв Этносфера: История людей и история природы. Этногенез и биосфера
Земли.- М.: Эксмо, 2012.- 1056 с.
|